Сенсорная интеграция в работе учителя-дефектолога


Сенсорная интеграция
- Является бессознательным процессом (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании),
- Организует информацию, полученную с помощью органов чувств,
- Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться,
- Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся,
- Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
У большинства людей сенсорная интеграция происходит «автоматически», поэтому мы считаем ее чем-то само собой разумеющимся. Про сенсорную интеграцию нельзя сказать «либо она есть, либо ее нет». Идеальной интеграции, либо ее полного отсутствия не бывает ни у кого. Однако, когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы его жизни. Ему требуется больше усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже становится больше, а вот результаты усилий менее заметны и не столь вдохновляющие.
В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, поступающую от глаз и ушей, рук и тела. Он пропускает детали или не понимает действия других детей. Игрушки, требующие манипуляции представляют для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения.
Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке, другие дети знают что сказать, однако не справляются с артикуляцией. Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. таким детям задачи всегда кажутся непонятнее и труднее. У некоторых детей отсутствует тактильная организация ощущений, они могут тревожиться, когда до них дотрагиваются, или избегать всяких контактов, держась в стороне от детей.
Слабая сенсорная интеграция у многих детей также является причиной гиперактивности.